- Культурные нормы в общении
- Культура О. представляет собой систему норм и правил О., выработанных человечеством с целью предупреждения межличностных и межгрупповых конфликтов, оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура О. предполагает знание, понимание и соблюдение норм О., к-рые соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности; приняты в опр. сообществе как руководство к действию; не противоречат убеждениям самой личности или группы людей; предполагают личностную готовность и умение соблюдать эти нормы. Уровень культуры О. тесным образом связан с нравственными установками, ценностями, идеалами и стереотипами общества. Низкий уровень нравственной культуры порождает опр. дефекты О., к-рые отрицательно влияют на самочувствие личности и состояние общества. Нетерпимость во всех ее проявлениях выступает основой антикультуры в О. Нетерпимость в О. крайне непродуктивна: подозрительность и враждебность мешают возможности услышать другого, даже если он предлагает что-то конструктивное и полезное. В антикультуре выделяется такой фактор, как временнбя и культурная маргинальность. Временная маргинальность связанна с тем, что меняется сама среда, окружающая человека, эпоха, когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; когда старые нормы О. перестают действовать или утрачивают свою ценность, а новые еще не сформировались. Суть культурной маргинальности в пренебрежительном отношении к собственной культуре, желание стать «над ней». Такой тип маргинальности характерен для людей, к-рые игнорируют свой родной язык, традиции, национ. обычаи. Маргинальность в О. проявляется в узости мышления и клановости, разграничении своих и чужих. Кроме дефектов О., связанных с низким уровнем нравственной культуры, существенным препятствием к полноценному О. могут стать психол. коммуникативные барьеры, связанные с опр. психич. состоянием личности, ее установками и ожиданиями. Помехой в О. могут стать переживания, чувства (страдание, горе, гнев, страх, стыд, вина, презрение, отвращение), языковое бескультурье, недостаточный запас слов, невнятная речь, дефекты дикции, высокомерный тон, отсутствие чувства юмора, незнание речевого этикета, нецензурная лексика. Препятствием к О. являются социокультурные и моральные барьеры. Проявлением антикультуры в О. выступает феномен насилия, сущностью к-рого являются: отказ др. людям в праве на автономность и независимость; использование силовых приемов и методов давления; использование страха и принуждения как главных аргументов в О. Насилие разрывает обществ. коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, выраженные в обычаях, праве, иных формах культуры. Насилие со стороны одного человека или группы людей оборачивается унижением других и может проявляться в разл. формах в т. ч. таких, как психол. давление, моральное подчинение, физич. принуждение. Для полной реализации ценности человеческого О. необходимо наличие доброй воли, стремление к взаимопониманию, формирование общего «пространства понимания», основой к-рого как раз и является высокая культура О. Лит.: Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч. М., 1997; Пухир В. М. Духовное общение в свете идеала ненасилия. М., 2004; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. В. М. Пухир
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.